Историческая справка


Исторический обзор по Кировскому району

В соответствии с постановлением № 542 от 21 мая 1936 года президиума Дальневосточного Краевого исполнительного Комитета Советов рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов впервые в своей истории Хабаровск был разделен на два района: Сталинский (ныне Индустриальный) и Кировский.

Свое название район получил в честь Сергея Кирова, погибшего в результате террористического акта в Ленинграде в 1934 году, а через два года в далеком дальневосточном городе его именем назвали район, сохраняющий и поныне это название как часть нашей общей истории.

Район начинался с 4,5 тысяч его жителей, с казачьих казарм на холме, с леса, прорезанного оврагами и пустырей, проросших орешником. В границы Кировского района входили пос. Хабаровской электростанции, Казачья гора, Пульзонка, Слободка, п. завода им. Молотова, пос. Госвинзавода.

В это время Кировский район считался крупным промышленным районом в городе Хабаровске. Промышленность района представляли заводы: «Арсенал» (ныне «Дальдизель»), завод им. С. Орджоникидзе (ныне ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод»), мукомольный завод, хлебозавод, табачная фабрика, завод им. С.М. Кирова, мясокомбинат.

Удельный вес выпускаемой предприятиями района продукции составлял 40% от продукции, выпускаемой всеми предприятиями города.

Председателем исполнительного комитета с момента образования района был Хомяков Аркадий Васильевич (с 1936-1937).

В районе было 18 школ, из которых 8 начальных, 4 школы неполного среднего образования и 6 школ среднего образования, 13 детских садов.

В годы Великой Отечественной войны на крупных предприятиях района была проведена перестройка цехов для изготовления вооружения, боеприпасов и других заказов для фронта. В эти годы в районе находилось 11 крупных предприятий.

Завод им. С. Орджоникидзе дал стране за годы войны сверхплановой продукции на 65,3 млн. руб. Было построено и пущено сооружение особой дистанции Дальневосточной железной дороги, имеющее большое государственное значение.

В 1942 году построена и пущена в эксплуатацию Табачная фабрика, которая ежемесячно выпускала 24 тонны махорки и табака.

При пивзаводе пущен в эксплуатацию цех по производству соевого молока, с ежедневным выпуском продукции до 1,5 тыс. литров.

На мясокомбинате, построены новые цеха: газовый, солидовый, мыловаренный.

Коллектив Хабаровской электростанции увеличил выработку электроэнергии на 9% по сравнению с довоенным 1940 годом, себестоимость электроэнергии снизилась на 1,5 копейки.

Рабочими предприятий внедрялись рационализаторские предложения. Например, токарь завода «Дальдизель» Ахроменко сделал простое приспособление, которое позволило вместо одной детали обрабатывать одновременно 15.

От жителей района поступали средства на вооружение армии. Было собрано 6 миллионов руб. В течение военных лет в районе было реализовано займа и денежно-вещевой лотереи на сумму 52 миллиона 261 тыс. руб.

За годы войны в Кировском районе была создана собственная продовольственная база. При крупных предприятиях района работало 16 подсобных хозяйств, посевная площадь которых составила в 1943 году 732 га, в к 1946 году 916 га.

В послевоенные годы жители и труженики Кировского района направили все свои силы на восстановление народного хозяйства.

3 октября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 617/13 из Кировского района был выделен Краснофлотский.

В границы Кировского района входили поселок Хабаровской электростанции, Казачья гора, Пульзонка, Арсенальская слободка, поселок завода им. Молотова, поселок Госвинзавода.

Предприятия района:

Градообразующую роль в жизни района играет ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод». По словам одного из первых его строителей, место, где сейчас расположен ХНПЗ, а также нынешние улицы Джамбула, Орджоникидзе, Забайкальская и другие, представляло собой пустырь, заросший орешником, среди которого торчали, раскинув руки, огородные чучела. Но уже в 1935 году эшелоны с первой продукцией нового предприятия отправились во все уголки Дальнего Востока и Забайкалья. А рядом с заводом вырос целый поселок с жилыми домами, общежитием, стадионом, бассейном и Домом культуры. Завод первым на Дальнем Востоке начал выпускать высокооктановый бензин марки АИ-98.

Внедрение программы оптимизации технологических процессов позволило приступить к выпуску новых автомобильных бензинов, соответствующих по основным техническим и экологическим характеристикам бензинам класса ЕВРО- 4.

За весь период работы Хабаровский нефтеперерабатывающий завод не получил ни одной рекламации.

ОАО «Хабаровский речной торговый порт» - одно из крупнейших предприятий внутреннего водного транспорта РФ, осуществляет деятельность с 1872 года.

Предприятие является частью транспортной системы Хабаровского края, основными направлениями деятельности являются погрузочно-разгрузочные работы и перевозка грузов. Кроме того, осуществляется руководство работой флота, комплексное обслуживание флота, обслуживание иностранных судов, складские и транспортно-экспедиционные операции, поставку нерудных строительных материалов с русловых месторождений.

Завод «Дальдизель» освоил производство двигателей для нужд рыбной промышленности края. В начале прошлого века на его месте уже действовали артиллерийские мастерские, которые возглавлял инженер-полковник Симеон Ванков. Именно по его настоянию в 1908 году мастерские стали окружным заводом «Арсенал» В последующие годы завод неоднократно менял не только имя, но и профиль: выпускал веялки, бороны, станки.

В конце пятидесятых предприятие опять меняет вывеску. В сравнительно короткий срок здесь создаются 17 модификаций судовых дизелей и дизель - генераторов, которые нашли широкое применение на судах речного, морского и рыбопромыслового флота неограниченного района плавания.

В 90-е годы завод был приватизирован и преобразован в ОАО «Завод Дальдизель». Постепенно производство сокращалось, помещения завода стали сдавать в аренду под СТО для иномарок. В 2007 г. деятельность завода полностью прекращена, а в 2009г. здание и оборудование ушло с аукциона и на данный момент находится в аварийном состоянии.

Большая заслуга заводчан в оформлении города Хабаровска: отлиты памятники Р.Я.Малиновскому, воинам – интернационалистам «Черный тюльпан», выполнен заказ на световые столбы для моста через Амур и центральных улиц города.

В связи с отменой карточной системы и перехода к развитию свободной торговли в районе было открыто вновь 8 магазинов и приведена в порядок существующая торговая сеть.

В 1957-1958 году проведена значительная работа по жилищному и культурно-бытовому строительству.

Введено в эксплуатацию 16,2 тыс. квадратных метров жилья, построено 2 кинотеатра, открыт дом пионеров.

Пущена трамвайная линия протяженностью 3,6 км. Проведены большие работы по благоустройству района.

Важную роль в обеспечении комфортного проживания жителей района занимает Хабаровская ТЭЦ-2, первенец большой энергетики на Дальнем Востоке, строительство которой началось в 1930 году. Уже в 1934 году здесь был пущен первый турбогенератор мощностью 3 тыс. кВт, а вслед за ним и второй.

О строителях электростанции писали газеты, и в частности о бригадире Волкове. О нем в пору строительства писал Аркадий Гайдар, работавший корреспондентом «Тихоокеанской звезды».

Небывалый трудовой подъем захлестнул страну впервые послевоенные годы. Опять же в очень непростых условиях, но с огромным трудовым энтузиазмом страна принялась восстанавливать народное хозяйство.

На смену 50-м пришли 60-е годы, отмеченные особой романтикой всесоюзныx ударных комсомольских строек. Именно в эти годы с широким размахом осваивались и обживались самые отдаленные уголки Советского Союза: Сибирь и Дальний Восток. В это время на Дальнем Востоке ударными темпами строятся новые ГЭС, ГРЭС и ТЭЦ, а Хабаровская ТЭЦ-2 тем временем продолжает вырабатывать электрическую и тепловую энергию, планомерно проводя реконструкцию производства. Так, в 1970 году на станции установили и ввели в эксплуатацию два современных котла и демонтировали установленные в 1934-м.

С развитием централизованного теплоснабжения Хабаровска станция стала занимать все более важное положение, как один из источников части города. С 2008 года Хабаровская ТЭЦ-2 была переведена на сжигание газового топлива, что позволило значительно повысить экономические показатели предприятия и серьезно оздоровить экологическую обстановку в центре города, включая значительную часть Кировского района.

История ОАО "Тайга" началась в далеком 1903 году, когда китайский предприниматель ТИФОНТАЙ, построил частное предприятие по выпуску морса и других прохладительных напитков, которые разливались в бочки по 75-100 л. После революции 1917 года до 1930 г это предприятие, как и многие другие, находились в процессе восстановления и реконструкции. А в 1930 г. оно было национализировано, и на его базе была создана артель "Красный Октябрь" по выработке кваса, фруктовой воды. В 1940 г. из крупной артели "Красный Октябрь" был выделен Госпивзавод, и начато производство пива и газированных напитков в бутылках. В состав завода входил цех по производству табака.

В 1957 г. Госпивзавод - был переименован в Хабаровский пивобезалкогольный завод № 1, который входил в состав фирмы "Тайга", наряду с другими предприятиями. Фирма "Тайга" существовала до ноября 1965г. С 01.07.1966г. табачный цех был выведен из состава пивобезалкогольного завода, как самостоятельное предприятие, на основании распоряжения Хабаровского крайисполкома № 646-Р и приказа по управлению пищевой промышленности № 127 от 08.06.66 г. С 01.01.1984 г. табачная фабрика прекратила свою производственную деятельность в связи с бесперспективностью её развития.

В 1986 году, в связи с выходом в свет Закона об усилении борьбы против пьянства и алкоголизма, выпуск пива на заводе был прекращен. Оборудование демонтировано. В 1992 году Хабаровский пивобезалкогольный завод № 1 был преобразован в акционерное общество открытого типа "Тайга", это в известной мере мобилизовало коллектив предприятия на работу над расширением ассортимента выпускаемой продукции, улучшения её качества. Так в 1962 г. на заводе была разработана рецептура пива "Таежное", на которое имеется авторское свидетельство.

Шли годы. Кировский район развивался, появлялись новые улицы, активно велось строительство жилых домов и микрорайонов, озеленялась и благоустраивалась территория района.

Как известно, прежде чем начнется застройка, к делу приступают зодчие. Деловые люди, ценящие практичность и индивидуальность, обращаются к специалистам института «Хабаровскгражданпроект». «Хабаровскгражданпроект» - базовая территориальная проектная организация по жилищно–гражданскому строительству в Хабаровском крае. История становления и развития института – это история проектного дела на Дальнем Востоке. Датой рождения института считается сентябрь 1934, когда решением ДВКИК «..в целях решительного упорядочения проектных и съемочно-планировочных работ..» создается трест «Дальпрогор». Трестом положено начало основным геодезическим работам и крупномасштабным съемкам городов и населенных пунктов Дальнего Востока. В 1938 году в связи с разделением Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский из состава треста выделен Владивостокский филиал, позднее Благовещенский. В 1940 году «Дальпрогор» переименован в краевой проектный трест «Крайпроект». С декабря 1943 года до весны 1945 года трест закрыт, т.к. работники треста, как и вся страна, на фронте и в тылу бьются за победу над фашистской Германией. С 19 апреля 1945 года «Крайпрект» возобновил свою работу и в августе 1964 года переименовывается в проектный институт «Хабаровскгражданпроект» с комплексными отделами в городах края.

Институтом ведется разработка индивидуальных и привязка типовых проектов для жилья и соцкультбыта, разрабатываются проекты жилых районов и микрорайонов, гостиниц, бизнес-центров, банков, культурных, спортивных и торговых центров, генпланов городов и поселков, проекты инженерной подготовки территорий. В последние годы г.Хабаровск украсили многие построенные по проектам КГУП «Хабаровскгражданпроект» объекты.

Председателем исполнительного комитета в период с 1937-1939 был Дондюк Андрей Семенович.

Одним из старейших предприятий Кировского района является
Хабаровская краевая типография,
открывшая свою деятельность в феврале 1896 года. Свой нынешний статус Хабаровская краевая типография обрела в 1938 году – в год образования Хабаровского края. Долгое время типография была настоящим флагманом отрасли нашего региона. Пришлось пережить и нелегкие годы. Но проведенный с 2008 по 2011 год первый этап модернизации позволил предприятию использовать самые современные полиграфические материалы и технические приемы, что положительно сказалось на качестве и объемах услуг.

Крайдорпредприятие

В июне 1938 года была создана дорожная структура края – Крайдоротдел, преемником которого является нынешнее Крайдорпредприятие.

На момент образования в состав Крайдоротдела входили машинно-дорожные станции (Куйбышевская, Спасская, Тахибовская, Хабаровская. Биробиджанская), облотделы (Амурский, Биробиджанский, Нижнеамурский, Камчатский, Сахалинский) и райотделы (Хабаровский, Комсомольский, Вяземский, имени Лазо, Кур-урмийский, Бикинский).

В 40-е годы в Хабаровском крае была заложена основная сеть дорог. За последние 30 лет были проложены новые автомобильные трассы.

За многолетнюю историю предприятие и его филиалы прошли большой трудный путь постоянного развития, превратившись из маломощной дорожной организации в ведущее предприятие по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог общего пользования Хабаровского края.

Через Хабаровск проходят главные автомагистрали региона, такие, как дороги федерального значения, «Уссури» (Чита-Хабаровск) и «Восток» (Хабаровск-Находка).

В период с 1947-1948 годы председателем исполнительного комитета Кировского района был Николаенко Иван Павлович

Закрытое акционерное общество «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис» (ДВ САС) - одно из крупнейших предприятий Дальневосточного региона по бронированию и продаже авиационных, железнодорожных перевозок и оказанию сопутствующих услуг.

История предприятия начинается с 1948 года, когда первые кассиры выписывали билеты прямо у трапа самолета. А «прародителем» сегодняшнего агентства стал городской аэровокзал, который в 1964 г. занял первый этаж в новом здании по адресу Амурский бульвар, 5, где в настоящее время расположен центральный офис. В аэровокзале осуществлялась продажа авиабилетов, регистрация пассажиров, багажа и доставка в аэропорт, так как он являлся структурным подразделением Хабаровского объединенного авиаотряда.

05 июня 1968 года образовано Центральное агентство воздушных сообщений (ЦАВС), руководителем которого был назначен Резвый Нил Алексеевич.

С 1987 года и до настоящего времени коллективом ЦАВС руководит Галина Тимофеевна Островская.

В 2002 г. в агентстве была создана уникальная единственная на Дальнем Востоке, служба информации и бронирования «056» .

Сегодня на корпоративном обслуживании ДВ «Спектр Авиа Сервис» находятся более 300 предприятий Дальневосточного региона.

В период с 1951-1955 годы председателем исполнительного комитета Кировского района был Дмитриев Геннадий Федорович .

Немало ярких страниц и в трудовой биографии ОАО «Дальэлектропроект». Он берет начало в 50-х годах - времени бурного роста на Дальнем Востоке объемов строительно-монтажных работ по возведению объектов энергетического, промышленного, хозяйственного и социально-культурного назначений. Организация рождалась как специализированная - для решения проблемы обеспечения строительства проектной документацией в зоне проведения работ. Это было время острого дефицита кадров профессиональных проектировщиков.

Первыми в Дальневocтoчном регионе и одним из первых в стране специалисты отделения освоили и развили проектирование высоковольтных РУ и подстанций закрытого типа для размещения в городской черте, в результате чего с 1968 года разработана документация для строительства более 20 таких сооружений в городах Дальнего Востока, из которых более половины приходится на долю энергосистемы «Хабаровскэнерго», а треть уже построены и действуют.

В период с 1955-1957 годы председателем исполнительного комитета Кировского района был Акилов Михаил Владимирович.

В 1956 году была организована контора «Горгаз» и началась газификация Хабаровского края, в том же году было газифицировано 400 квартир в г. Хабаровске.

В 1961-1962 годах газификация квартир вышла за пределы г.Хабаровска, появляются газобаллонные установки в городах: Комсомольск – на - Амуре, Амурск, Биробиджан. За период с 1967г. по 1980г. в этих городах построены газонаполнительные станции, мощность которых в дальнейшем увеличена в несколько раз в результате реконструкций и технического перевооружения. На 01 января 2006 года в крае газифицировано 389,5 тыс. квартир, из них в г. Хабаровске – 164,7 тыс. квартир.

С 1994 года объединение «Хабаровсккрайгаз» преобразовано в ОАО «Хабаровсккрайгаз» - одно из крупнейших газовых хозяйств в Дальневосточном регионе», которое не раз признавалось лучшим газовым хозяйством России. Предприятие динамично развивается, совершенствуется компьютерная система управления, все производственные процессы механизированы – это позволяет обеспечить бесперебойную и безаварийную работу всего газового хозяйства. По итогам Российского конкурса за 2004 год ОАО «Хабаровсккрайгаз» присвоено звание «Лучшее предприятие газового хозяйства РФ» с вручением диплома первой степени.

Конец 50-ых годов характеризуется бурным строительством образовательных учреждений. В 1958 году в Кировском районе уже 11 школ, 2 техникума, 2 педучилища, ремесленное училище, 2 школы рабочей молодежи.

В 1959 году построено и сдано в эксплуатацию 14 тысяч квадратных метров жилой площади. В 1960 году жители района получили уже около 20 тысяч кв. метров жилой площади, 2 комбината бытового обслуживания.

В этот период председателем исполнительного комитета был Неупокоев Григорий Владимирович (с 1957-1961).

Строительство трамвайного пути от улицы Забайкальской до 38 школы. В 1958 году была сдана в эксплуатацию третья очередь городского трамвая. Новая линия протяженностью 3,6 км, связала центр города с поселками заводов имени С. Орджоникидзе и Дальсельмаша (современный «Дальдизель). Трамвайная остановка «Забайкальская» маршрута «Вокзал - 38 школа».

Трест «Дальтехмонтаж» образован по Постановлению Совета Министров РСФСР в составе Министерства строительства РСФСР 6 августа 1957 года, как специализированный, по монтажу технологического оборудования в районах Дальнего Востока: Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Еврейской автономной, Магаданской, Камчатской, Сахалинской и Читинской об­ластей, Якутской и Бурятской АССР.

В этот период выполняются работы по строительству и реконструкции Хабаровского и Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающих заводов, завода «Амурсталь», Хабаровского завода отопительного оборудования, Амурского универсального кабельного завода, Хабаровского судостроительного завода, Амурских целюлозно-картонного и лесообрабатывающего комбинатов, заводов «Вымпел» и «Амурмаш», Комсомольского сернокислотного завода.

С 1990 года трест «Дальтехмонтаж» последовательно преобразовывается в арендное предприятие, акционерное общество и закрытое акционерное общество «Дальтехмонтаж».

В период с 1961 - 1973 годы председателем исполнительного комитета Кировского района была Белоконева Татьяна Федоровна.

ФГУП «Дальгипроводхоз» - межрегиональный проектно – изыскательский институт, был организован в апреле 1962 года на базе филиала института «Росгипроводхоз», директором предприятия назначен Судариков Иван Кузьмич. В настоящее время институт является головным государственным предприятием по проектированию объектов мелиоративного и водохозяйственного назначения, противопаводковых и природоохранных мероприятий в Хабаровском и Приморском краях, Еврейской автономной, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях. По проектам, разработанным специалистами института построены крупные групповые водозаборы, десятки мелиоративных систем, водохранилища, тепличные хозяйства, пруды в парке «Динамо», фонтаны на площади им. Ленина в г.Хабаровске, автомобильные дороги и мостовые переходы.

Большинство защитных сооружений по берегам Амура и рек его бассейна запроектировано и возведено при непосредственном участии «Дальгипроводхоза».

В период с 1989 - 1992 годы председателем исполнительного комитета Кировского района был Белоусов Василий Исхиевич

ОАО «Стройинсервис». В 1963г. в системе «Главдальстроя» была создана контора материально-технического снабжения (КМТС). Это была централизованная структура, которая обеспечивала все предприятия строительного комплекса «Главдальстроя» материальными ресурсами, строительными материалами, дорожно-строительной техникой и транспортом.

В течение 60-х-80-х годов КМТС претерпела ряд организационных изменений, так в середине 60-х годов она вошла во вновь созданный в «Главдальстрое» Трест Механизации, а затем - в 70-х годах - в созданную при системе Минвостокстроя контору «Строймехзапчасть».

Начиная с 80-х годов, в связи с поступлением на вооружение импортной техники польской фирмы «Дресста» и японских фирм «Камацу» и «Като», была создана структура сервисного обслуживания, которая получила развитие во всех регионах Дальнего Востока от Магадана до Читы с централизованным управлением в г. Хабаровске.

В 1992 году после распада советской экономики и централизованной системы снабжения и сервисного обслуживания на руках у множества собственников в дальневосточном регионе оказалась импортная техника. Но централизованное и качественное обслуживание было разрушено. Эту функцию взяла на себя, созданная на базе «Строймехзапчасти» фирма «Стройинсервис».

Наряду с этим «Стройисервис» с 1992 года является официальным представителем немецкой фирмы «ЭССО» по реализации моторных масел в Хабаровском крае и Дальневосточном регионе России.

В период с 1992 – 2002 годы председателем исполнительного комитета Кировского района был Иванов Сергей Николаевич.

У каждого предприятия, организации – своя история, свой «послужной» список.

Кировский район имеет разветвленную сеть медицинских учреждений самого различного профиля

Так 301 окружной военный клинический госпиталь – одно из старейших военно-медицинских учреждений на Дальнем Востоке, который расположен на ул.Серышева. Основанный в мае 1867 года лазарет Хабаровской постовой команды – прародитель окружного госпиталя насчитывал 14 кроватей, одного лекаря и двух фельдшеров.

Вскоре в 1873 году лазарет был преобразован в полугоспиталь на 100 коек. Персонал госпиталя совместно с врачами города активно боролся с эпидемиями кори, холеры, брюшного и сыпного тифа.

После гражданской войны госпиталь расширился, профилизировался, укреплялся опытными кадрами.

Изменялся облик госпиталя, обновляясь его материально-техническая база, на месте старых зданий взметнулся целый комплекс современных высотных зданий, в которых разместились лечебно-диагностические отделения.

В наши дни многочисленный коллектив госпиталя, вносит большой вклад в медицинское обеспечение военнослужащих, членов их семей, участников Великой Отечественной войны и активно помогает дальнейшему совершенствованию здравоохранения.

Истоки детской поликлиники № 2 уходят в грозные годы Великой Отечественной войны. 5 января 1942 года был написан первый приказ по детско-женской консультации, о том, что все детское население района будет обслуживаться врачами – педиатрами, а не терапевтами, как было раньше.

Трудные были годы, шла война. Для обслуживания вызовов к поликлинике была прикреплена повозка – двуколка, с конюхом, которая и доставляла медицинских работников по назначению.

История больницы продолжалась до 1952 года – это была детская консультация, затем в 1952 был организован стационар на 35 коек, детская консультация стала называться – детская больница № 2.

В ноябре 1976 года под детскую больницу было передано здание по ул.Фоломеева, 7 (где и находится по сегодняшний день). А в 1961 году и поликлиника справила новоселье в помещении по ул. Забайкальской, 22.

Здание, которое занимает Краевая психиатрическая больница, было построено в 1913 году, сначала в нем размещался военный госпиталь.

Первое психиатрическое учреждение в Хабаровском крае было организовано в 1923 году. По решению Губисполкома здание военного госпиталя было передано органам здравоохранения под психиатрическую больницу.

Первоначально в больнице было размещено 100 больных. Больница содержала следственных и заключенных, а также на ее базе располагалось психиатрическое отделение 301 госпиталя, которое обслуживало военнослужащих Дальнего Востока.

В 1942 году была организована клиническая лаборатория, в 1944 – открыт амбулаторный прием больных, в 1945- заработал рентген кабинет, а в 1947 году открыт зубоврачебный кабинет.

С 1950 года началась надстройка здания, увеличился коечный фонд до 330 коек, а к концу 1959 года – вырос до 600 коек.

С 1971 по 1992 год главным врачом был Алешко В.С. В это время больница имела 630 сметных коек, был введен новый пятиэтажный корпус, проведена децентрализация психиатрической и наркологической помощи. Укреплялась материально-техническая база.

Больница № 5 с военного времени до 1946 года именовалась медсанчастью завода им. Молотова и административно подчинялась руководству завода.

По приказу городского отдела здравоохранения от 18.05.1946 медсанчасть переименовывается в больницу им. Молотова и там развертывается стационар на 40 терапевтических коек.

С 1957 года по решению горисполкома № 451 от 15.07.1957 медсанчасть переименована в больницу № 5.

В 1968 году из здания стационара выводится поликлиническое отделение во вновь отстроенное помещение по адресу: ул. Тихоокеанская,85.

«Перинатальный центр» – единственное в Хабаровском крае лечебное учреждение, где создана единая технология оказания специализированной медицинской помощи женщинам и новорожденным детям.

Первые сведения об образовании Хабаровской Краевой клинической больницы появляются примерно между 1905-1910 гг.

В 1924-1926 гг. она называлась Хабаровской уездной больницей, затем в 1927-1929 гг. - Хабаровской Окружной больницей, с 1930 г. до 17 июля 1937 г. стала именоваться Хабаровской областной клинической больницей.

В период с 1937 по 1999 годы больница периодически переименовывалась.

20 апреля 2000 года Хабаровская краевая детская клиническая больница - Краевой медицинский центр охраны здоровья матери и ребенка переименована в ГУЗ «Детская краевая больница № 1 имени профессора Постола Г.С.», а затем реорганизована в форме присоединения к государственному учреждению здравоохранения «Перинатальный центр».

Здание принято на государственную охрану как памятник истории и культуры местного (краевого) значения постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 11.02.1998 года № 46.

Наименование здания-памятника: «Амбулатория городской больницы», постройка 1917 г.

В названиях улиц Кировского района отражается эпоха конца ХIХ-ХХ веков. Это время становления и развития Дальневосточного края, время борьбы за утверждение нового строя, эпоха социалистического созидания, время борьбы в гражданской войне 1918-1922 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В названиях улиц Кировского района увековечены имена видных организаторов борьбы за Советскую власть на Дальнем Востоке, героев Гражданской войны, многие названия улиц района напоминают о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне.

Улица имени С.М. Серышева

Улица расположена на одном из трех холмов города Хабаровска - Военной горе.

В прошлом, до 1923 года, ее называли Тихменевской - в честь генерал-майора, военного губернатора Приморской области. В 1881 году Тихменев был избран почетным гражданином города Хабаровска. До революции единственным большим зданием на ней был Кадетский корпус. С 1929 года она носит имя одного из военачальников Красной Армии Степана Михайловича Серышева (1889-1928).

Имя Серышева тесно связано с революционными событиями на Дальнем Востоке.

В эти годы Степан Михайлович показал себя талантливым военным организатором и руководителем.

В 1920 году - член Амурского ревкома, военный комиссар Амурской области, а затем командующий Амурским фронтом. После японского выступления 4-5 апреля 1920 года С. М. Серышев назначается командующим 2-й Амурской армией Хабаровского фронта, чтобы организовать оборону и не допустить японцев в Амурскую область. В период создания Дальневосточной республики С.М.Серышева назначают помощником главкома Народно-революционной армии, в 1922 году командующий войсками Приамурского военного округа.

С.М.Серышев активный участник Волочаевских боев. За боевые заслуги он был награжден орденом Красного Знамени.

Улица имени Л.Е.Герасимова

Решением исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся № 703 от 9 октября 1967 года об увековечении памяти героев Гражданской войны на Дальнем Востоке, улица Михайловская переименована в улицу имени Л.Е.Герасимова.

От Амурского бульвара, пересекая улицу Серышева, проходит улица, названная именем первого председателя Хабаровской городской партийной организации и председателя Хабаровского городского Совета рабочих и солдатских депутатов Луки Евдокимовича Герасимова.

Л.Е.Герасимов - активный участник борьбы за Советскую власть на Дальнем Востоке. Февральская революция 1917 года застала Л.Е.Герасимова во Владивостоке на службе в Царской армии рядовым 4-го артиллерийского полка, где он принимал активное участие в работе солдатского комитета.

В июле 1917 года Владивостокская партийная организация направила его в числе опытных большевиков в Хабаровск для укрепления местной партийной организации. Прекрасный оратор, хороший организатор Л.Е.Герасимов быстро завоевал авторитет у рабочих Арсенала, железнодорожников и речников, у солдат и моряков гарнизона. Рабочие Арсенала делегировали Л.Е.Герасимова в Хабаровский городской Совет.

Благодаря энергии и настойчивости Л.Е.Герасимова и других большевиков, был подготовлен и проведен 2-й Дальневосточный съезд Советов, где был избран Дальневосточный краевой комитет Советов, куда вошел и Л.Е.Герасимов.

6 декабря 1917 года на заседании Хабаровского Совета рабочих и солдатских депутатов, по предложению фракции большевиков, принимается решение о признании власти Совета Народных Комиссаров. Власть в городе перешла в руки большевистских Советов. Председателем совета был избран Л.Е.Герасимов.

В Хабаровске восстанавливалось городское хозяйство, решались вопросы снабжения население топливом и продовольственными товарами, намечались меры по улучшению здравоохранения, велась борьба с безработицей, спекуляций, преступностью. Все это было результатом напряженной работы городского Совета и его председателя Л.Е.Герасимова. В период Гражданской войны и иностранной интервенции летом 1918 года Герасимов, будучи комиссаром Дальсовнаркома, проводил мобилизационную работу, связанную с созданием Забайкальского и Уссурийского фронтов.

Когда армии белочехов и белогвардейских полков наступали на Хабаровск, при Хабаровском Совете был создан военно-революционный штаб во главе с Л.Е.Герасимовым.

Лука Евдокимович Герасимов не дожил до полного разгрома интервентов и белогвардейцев, он погиб в начале 1919 года. Но его имя осталось навечно в городе, где Л.Е.Герасимов жил и работал.

Улица имени Яшина

По решению исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся №251 от 7 мая 1965 года об увековечении памяти Героев Советского Союза - участников Великой Отечественной Войны улица Лесопильная (Кировский район) переименована в улицу Героя Советского Союза Яшина Виктора Николаевича.

Яшин Виктор Николаевич - уроженец города Хабаровска. Учился в хабаровской школе № 78.

В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. С июля 1942 года В.Н. Яшин участвует в боях под Сталинградом, на Калининском, Центральном, Белорусском фронтах. За годы войны сделал 184 боевых вылета, провел 12 воздушных боев с самолетами противника, в которых лично сбил 16 вражеских самолетов.

Храбрость, умение быстро оценить сложную обстановку воздушного боя в сочетании с высоким летным мастерством - все это создавало командиру авиа-эскадрильи, капитану 133-го истребительного авиационного Барановического полка 234-й истребительной авиационной Мозырьской дивизии Яшину В.Н. заслуженную славу воздушного аса.

26 октября 1944 года Яшину Виктору Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания Великой Отечественной Войны В.Н.Яшин поступил на Высшие офицерские летно-тактические курсы, в 1946 году закончил их. С 1949 года в запасе.

По решению исполнительного комитета Хабаровского городского Совета народных депутатов №202 от 25 марта 1985 года на здании школы № 78 установлена памятная доска в честь Героя Советского Союза, бывшего учащегося этой школы, Яшина В.Н.

Улица имени Д. И. Бойко-Павлова

Решением исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся № 372 от 29 мая 1972 года улица Инженерная в Кировском районе переименована в улицу имени Демьяна Ивановича Бойко-Павлова, установлена памятная доска, увековечивающая память Д. Бойко-Павлова.

Кузнец «Арсенала» Д.И. Бойко-Павлов - один из организаторов Хабаровского революционного подполья и председатель военно-революционного штаба партизанских отрядов Приамурья.

В годы гражданской войны, когда интервенты и белогвардейцы вошли в Хабаровск, ему предстояло стать организатором подпольной борьбы. На заводе «Арсенал» была организована подпольная революционная группа из рабочих. В марте 1919 года в деревне Соколовка был проведен съезд представителей трудящихся Хабаровска, где было решено приступить к организации в Приамурье вооруженных партизанских отрядов. Для руководства и мобилизации сил и средств и оказания помощи партизанам избрали военно-революционный штаб из 11 человек под председательством Бойко. Здесь ему для конспирации дали фамилию Павлов. С тех пор он известен как Бойко-Павлов.

В период существования Дальневосточной республики Бойко-Павлов был членом учредительного собрания ДВР. За заслуги перед Родиной Демьян Иванович был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны. За участие в партизанском движении орденом Красного знамени.

Улица имени Л.М. Доватора

Решением исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся № 43S от 27 июля 1951 года улица Кировского района Пульзонка переименована в улицу имени Л.М. Доватора.

Доватор Лев Михайлович - генерал - майор, Герой Советского Союза.

В Советской армии с 1924 года, в 1926 году окончил Военное Кавалерийское училище, в 1939 году Военную академию имени Фрунзе.

13 июля 1941 года Ставка Верховного командования приняла решение о формировании кавалерийских групп для действий в тылах противника. Военный Совет фронта назначает Л.М. Доватора командиром кавалерийской группы. Рейды кавалеристов играли важную роль в уничтожении живой силы и техники противника. Быстрота, маневренность, внезапность были главным оружием конников. Они разрушали мосты, выводили из строя линии связи, громили штабы, гарнизоны гитлеровских войск. Против кавалерийских групп Л.М. Доватора, насчитывающей около трех тысяч человек, было направлено около 30 тысяч солдат и 40 танков противника.

Твердая воля, организаторские способности Л.М. Доватора, проявлялись в том, что руководимые им части, отразив многочисленные атаки превосходящих сил противника, сумели сохранить за собой и переправу, и обороняемый участок фронта.

В период контрнаступления под Москвой кавалерийский корпус под командованием гвардии генерала - майора Л.М. Доватора, совершил ряд рейдов по тылам противника, дезорганизовав его оборону. 19 декабря 1941 года дивизия вышла к реке Рузе, обнаружив здесь заранее подготовленную оборону противника. Подступы к реке упорно защищались фашистами. 131-й полк завязал бой. Противник был отброшен на западный берег реки. В этом бою погиб боевой бесстрашный человек, умелый командир Лев Михайлович Доватор.

За умелое руководство войсками в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество и отвагу 21 декабря 1941 года присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Улица имени Д.С. Фоломеева

Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся № 304 от 24 апреля 1975года для увековечения памяти Героя Советского Союза Дмитрия Сергеевича Фоломеева улица Тупиковая переименована в улицу им. Фоломеева. На улице Фоломеева установлена памятная доска.

Фоломеев Дмитрий Сергеевич, родившийся в 1913 году в Рязанской области, стал дальневосточником в 1934 году. Приехав в Хабаровск, он поступил работать на завод «Дальсельмаш» (в настоящее время завод «Дальдизель») в транспортный цех.

В 1942 году Д.С.Фоломеева призывают в действующую армию. Он стал танкистом, командиром взвода 306-го танкового батальона 106-й танковой бригады. В сражениях с врагом совершал отважные налеты на вражеские позиции, уничтожил много боевой техники и живой силы фашистов. В наградном листе на лейтенанта Д.С. Фоломеева сообщается: «14 января 1943 года при атаке на совхоз «Красный молот» лейтенант Фоломеев уничтожил три противотанковых орудия, три дзота противника, затем ворвался в село Михайловка, протаранил тяжелый танк противника. Затем занял мост, через который отступали немецкие колонны, и удерживал его в течение 6 часов до подхода наших частей.

18 января 1943 года в бою за село Таранино танк Фоломеева был подбит. Будучи окруженным, экипаж не покинул машину, продолжал драться, нанося большой урон противнику».

В апреле 1943 года Д.С.Фоломееву было присвоено звание Героя Советского Союза. С победой и высокой наградой закончил войну Дмитрий Сергеевич. Вернулся на родной завод «Дальсельмаш», в свой транспортный цех.

Улица имени В.Г.Шелеста

Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся № 304 от 24 апреля 1975 года улица Магистральная переименована в улицу Шелеста в память Героя Советского Союза Василия Галактионовича Шелеста. На улице Шелеста установлена памятная доска.

Улица им. В.Г.Шелеста является пограничной улицей между Кировским и Железнодорожным районами.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и Василий Шелест пишет заявление в военкомат о призыве в армию добровольцем. Он становится курсантом пулеметной школы. Ускоренный курс молодого бойца, марш броски, стрельбы. Первое офицерское звание младший лейтенант и Василий Шелест направлен в действующую армию.

1943 год - год переломный в ходе Великой Отечественной войны. Форсирование Днепра, освобождение Украины. Пулеметный взвод В.Г.Шелеста в составе шестого гвардейского танкового корпуса участвует в днепровской операции. Яростные атаки за овладение прибрежной полосой, занятой врагом. Затем команда - форсировать Днепр. Взвод Василия Шелеста успешно справился с задачей, закрепился на небольшом пяточке правобережья и стал отбивать вражеские атаки. Вот короткая запись в наградном листе; «Противник огнем своих пулеметов, при поддержке авиации, артиллерии и минометов ежедневно три-четыре раза бросался в яростные контратаки с целью сбить гвардейцев в Днепр. Но товарищ Шелест каждый раз отбивает их, отбрасывая противника на прежние рубежи». 3 октября 1943 года Василий Шелест пал смертью храбрых. В одном из боев пулеметный расчет был поражен прямым попаданием мины. В июне 1944 года В.Г.Шелесту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Возврат к списку